1 ноября российские
девелоперы посетили лучшие объекты образовательной инфраструктуры Москвы. На
мероприятии были проектировщики, коммерческие директора, архитекторы
застройщиков Краснодарского края, Белгорода, Казани, Московской области и
других регионов страны. Во время бизнес-тура они узнали о трендах
проектирования школ и детсадов, обсудили социальную значимость современных
учреждений образования в составе жилых комплексов и обменялись опытом в
проектировании и возведении столь важных объектов. Организатор мероприятия -
сообщество ведущих застройщиков и девелоперов Urban Community.
Тур по школам начался в с бизнес-завтрака, который открыла Ольга Иванова, основатель и руководитель
школы-парка «Перемена». Она рассказала о проблемах традиционного
образования, из-за которых дети теряют интерес и мотивацию к учебе, не желают
идти в школу: «Главным критерием получения знаний в традиционном образовании
является система оценивания. Многочисленные тесты, контрольные проверяют,
насколько правильно ученики могут воспроизвести то, что им рассказал в классе
учитель. Насколько хорошо или плохо они могут «хранить» полученную информацию.
А где же место своему личному взгляду на мир? Как можно проявить своё
незнание, сомнения, провести своё исследование?»
Среди других проблем были названы:
- принуждение, отсутствие выбора;
- отсутствие индивидуального подхода;
- разделение детей на классы, создание иерархии,
буллинг.
Выходом из ситуации, по мнению экспертов школы-парка
«Перемена», может стать самонаправленное образование. Для России это новое
направление, но у него уже последователи. Так в школе «Перемена» каждый ребенок
учится тому, что нравится; задает множество вопросов; придумывает свои проекты;
пробует новое и формирует свое собственное расписание. При поступлении в школу
тестирование проходят не дети, а их родители, которые должны осознавать
ценность такого образования.
Сергей Остроух,
соучредитель и генеральный директор архитектурного бюро ИМАГО остановился
на критериях успешных современных образовательных объектов с точки зрения
проектирования: «Хороший образовательный проект всегда уникален. Он закрывает
запросы заказчика, точно попадает под специфику участка и отвечает запросу конечного
пользователя. Уникальность образовательного проекта - это не про дорого и
долго, а про эффективно и выгодно. Это оптимальное сочетание следующих
факторов: экономическая эффективность, эстетическая привлекательность и
максимальный комфорт для потребителя».
По словам Сергея, для создания эффективного образовательного
объекта необходимо учитывать запросы с трех сторон: от заказчика, государства и
пользователя. Заказчик – это локомотив,
он запускает проект, наполняет его смыслом, устанавливает сроки, спонсирует.
Государство задает определенный темп выполнения проекта. Что касается
потребителя, при проектировании образовательного объекта нужно понимать, для
кого создается продукт.
Наталья Чистякова,
руководитель направления социальной̆ и коммерческой недвижимости ГК ФСК,
поделилась опытом реализации образовательных проектов в рамках жилых
комплексов. В прошлом году компания провела опрос среди своих покупателей жилья
бизнес и комфорт-классов. Интересовало, какие объекты социнфраструктуры
являются важным критерием при выборе квартиры. Выяснилось, что 86% опрошенных
обращают внимание на наличие детских садов и школ в составе жилого комплекса.
При этом в сегменте бизнес 50% клиентов семейные люди с детьми школьного
возраста. К тому же среднее число детей до 18 лет в бизнес-классе больше, чем в
жилых комплексах комфорт-класса. 53% респондентов посещают государственный
детский сад, 22% - частный, 71% - обучаются в государственной школе, 29% - в
частной.
ГК ФСК строит как те, так и другие образовательные учреждения.
Большое внимание уделяется благоустройству территорий, в этом вопросе компания
даже разработала свой внутренний стандарт. Обязательно создается дизайн-проект
внутреннего пространства и архитектурного облика зданий, а управленческий и
педагогический состав формируются на стадии проектирования.
Екатерина Петрова, руководитель
отдела аналитики компании «Пионер», на примере проектов девелопера рассказала о
современных трендах образовательной инфраструктуры. Кстати, школу и детский сад
в рамках проекта LIFE-БОТАНИЧЕСКИЙ САД участники бизнес-тура посетили лично.
Изначально здание проектировалось под российского оператора, но в процессе
реализации объекта его сменил иностранный бренд Brookes Moscow
International Baccalaureate (IB) World Continuum School. Это
международная частная полностью аккредитованная по трем программам IB школа,
расположенная в Москве в районе Ботанического сада. Является частью сети
Brookes Education Group. Имеет отделения в нескольких странах мира. Учебные
программы предназначены для детей с 2 до 18 лет. Преподавание ведется
исключительно на английском языке носителями языка. В трехэтажном здании есть
абсолютно все, что нужно детям для учебы, отдыха и развития. Учебные классы -
это динамичные пространства, которые можно трансформировать в зависимости от
формата урока благодаря современной эргономичной мебели и интерактивным
панелям. Кабинет робототехники с
3D-принтерами, лазерными станками. Лаборатории с полным набором технического оборудования. Два
отдельных бассейна для школы и сада, библиотека. Детский сад располагается в
здании школы, рассчитан на 240 воспитанников в возрасте от 2 до 6 лет. Это 12
групповых ячеек-трансформеров. Игровая и спальная зоны разделены мобильной
перегородкой, что позволяет менять организацию пространства – создавать два
изолированных помещения или одно общее.
Участники бизнес-тура также посетили уникальный центр
дополнительного образования международную школу креативных технологий TUMO. В
здании площадью тысяча квадратных метров обустроены учебный атриум - амфитеатр
на 90 мест, кабинеты для проведения семинаров, студии звукозаписи,
робототехники c конструкторами Lego Mindstorms, а также зона отдыха на крыше. В
распоряжении учащихся - профессиональное оборудование - 65 компьютеров iMac,
DSLR-камеры и видеокамеры, графические станции и планшеты с интерфейсом Wacom
RFID, 3D-принтеры. Дети изучают графический дизайн и робототехнику,
3D-моделирование и разработку компьютерных игр, музыку, кинопроизводство и
анимацию. Окончившие школу формируют портфолио реализованных творческих
проектов, которое поможет им поступить в колледж или вуз, где обязателен
творческий конкурс.
Wunderpark
International School – еще один образовательный объект, который посетили
участники бизнес-тура Urban Community. Школа находится на частной охраняемой территории в живописном месте на 23 км
Новорижского шоссе. Дети обучаются по уникальной программе, созданной опытными
методистами. Обучение основано на принципе билингвальности и лучших программах
Великобритании и России.
В школе: просторные и светлые классы,
оснащенные современным IT-оборудованием; эргономичные парты и стулья, созданные
с учетом детской анатомии; в каждом классе интерактивные проекторы с сенсорными
экранами; ФабЛаб укомплектован современным оборудованием для проведения уроков
робототехники, 3Д-моделирования, конструирования. Это место генерации кейсов и
их практической реализации; лаборатории физики и химии; медиацентр &
библиотека; спортивный зал с настоящим скалодромом; футбольное поле с искусственной травой; беговые
дорожки, воркауты, лыжная трасса в зимний сезон, площадки для стрибола и
волейбола, столы для пинг-понга; спортивно-игровая площадка для младших
школьников.
Атриум – центр притяжения всей школы: и лекторий, и
театральная студия, и рекреация, и площадь для праздников и других важных
мероприятий – место деятельности и творческой активности детей и педагогов.
Зоны рекреации – место для активного и спокойного отдыха, для встреч и общения,
индивидуальных занятий, информационных блоков и специально оборудованных зон
для физической разрядки.
Фотоотчет с мероприятия - ЗДЕСЬ.
Следующий urban-тур - "Community-центры как инструмент монетизации новостроек". Он пройдет в два дня: 8 декабря - в Москве, 9 декабря - в Санкт-Петербурге. Подробнее о туре - ЗДЕСЬ.