По оценке экспертов,
90% текущих потребностей московской стройиндустрии обеспечивают поставки
зарубежной спецтехники. В целом по стране из каждых пяти работающих
экскаваторов четыре привезены из-за рубежа. Среди автокранов и башенных кранов
таковые составляют две пятых парка,
среди грузовиков – треть, среди кранов на гусеничном ходу – половина,
среди бульдозеров – больше половины. Помимо погрузчиков, экскаваторов и кранов,
застройщики заказывают бетононасосы (их производят в Германии, Италии и Швеции)
и станки горизонтального бурения (в основном американского производства). Все
перечисленные позиции имеют критическое значение для отечественного
девелопмента.
Следует отметить, что
строительная промышленность в 2021 году активно работала над пополнением
и обновлением парка специальной техники.
Только за три последних месяца у зарубежных поставщиков было заказно 6,2
тыс. различных землеройных машин (на 0,55 млрд долларов) и 2,3 тыс. единиц
подъемной техники (на 0,12 млрд долларов). В результате количество экскаваторов
достигло 11,6 тыс. штук, бульдозеров – 7,0 тыс. штук, автокранов – 6,6 тыс.
штук. Правда, в распоряжении застройщиков стало меньше грейдеров и гусеничных
кранов.
Масштабные поставки привели к снижению доли спецтехники с
высокой степенью износа. В категории башенных кранов этот показатель уменьшился
с 40% до 34%, среди грейдеров – с 50% до 45%. Парк скреперов более чем на
половину (63%) укомплектован устаревшими машинами, хотя в 2020-м их пропорция
была еще выше – 80%. В среднем треть всей спецтехники, работающей на российских
стройках, перешагнула за десятилетний срок эксплуатации.
Начало 2022-го года внушало большие надежды строительному комплексу в плане технического
инструментария. Министр промышленности и торговли Денис Мантуров анонсировал
готовность британской компании JCB к запуску производства по выпуску дорожной и
строительной техники на территории РФ.
Для российского девелопмента это один из ключевых партнеров. На долю JCB
приходится 13% ввезенных из-за рубежа средних гидравлических экскаваторов, 21%
колесных гидравлических экскаваторов, 38% телескопических погрузчиков и 39%
экскаваторов-погрузчиков (один из самых востребованных типов землеройной
техники).
Начало 2022-го года внушало большие надежды строительному комплексу в плане технического инструментария.
Как изменилась ситуация с конца февраля?
Но «события 24 февраля» резко изменили ситуацию и на рынке
спецтехники. Часть производителей поспешила заявить о свертывании своей
деятельности в РФ. Правда, в официальных релизах этот шаг больше объяснялся проблемами
логистики, нежели политической этики.
Так, американская Caterpillar сослалась на «сбои в цепочках
поставок и санкции». Аналогичные аргументы привела и японская Komatsu («срывы
цепочки поставок и неопределенность финансово-экономической ситуации»). Ее уход
может стать особенно болезненным для строительной отрасли. Продукция Komatsu
занимает видное место в импорте различных типов гидравлических экскаваторов (от
11% до 16%) и средних гусеничных бульдозеров (19%). Производитель подъемных
кранов и специализированных погрузчиков Konecranes (Финляндия) вынужден был
списать заказы на сумму порядка 79 млн евро и отменить продажи по контрактам на
32 млн евро. К ним присоединились также Hitachi, John Deere,
Metso Outotec, Tadano, Continental, Trimble.
В апреле Евросоюз ввел
официальный запрет на поставки в Россию грузовиков и строительной техники. Это
означает, что российские строители могут остаться без гусеничных и башенных
кранов от Liebherr (Германия), телескопических погрузчиков от Manitou (Франция)
и кранов-манипуляторов от Fassi (Италия). Перегружатели – гусеничные и колесные
– завозятся исключительно из Германии.
Официальная причина ухода иностранных производителей спецтехники с рынка России - сбои в поставках. На это следующие компании: сослались Caterpillar, Komatsu, Konecranes, Hitachi, John Deere, Metso Outotec, Tadano, Continental, Trimble, др.
Что изменилось в поведении потребителей спецтехники?
На фоне этих новостей потребители спецтехники из разных
отраслей начали активно пополнять свои резервы, не дожидаясь, пока склады с
импортными машинами окончательно опустеют. По информации Ассоциации
европейского бизнеса, за первый квартал было реализовано 5,1 тыс. единиц. В
приоритете у заказчиков были экскаваторы (как гусеничные, так и колесные),
колесные погрузчики и бульдозеры, гусеничные трактора и асфальтоукладчики,
самоходные грейдеры, сочлененные самосвалы, телескопические погрузчики.
На фоне резкого роста спроса на спецтехнику, за первый квартал было реализовано 5,1 тыс. единиц. Ажиотаж привел к значительному росту цен: наиболее популярные модели подорожали на 40-70%.
Сильнее всего выросли продажи самосвалов с жесткой рамой (в
2,0 раза) и двухвальцевых вибрационных катков (в, 2,4 раза). Ажиотаж, как и
следовало ожидать, привел к значительному росту цен. По данным портала
Экскаватор.ру, наиболее популярные модели подорожали на 40-70%. Китайский
экскаватор SDLG E6210F стоит в среднем 12,7 млн рублей, корейский Doosan
DX225NLCA – 17,3 млн рублей, японский Komatsu PC210NLC-8 – 18,6 млн рублей.
Наши любимые азиатские поставщики
Отечественные производители спецтехники также стремятся
найти для себя новые ниши. В 2021 г. они на 29% (в финансовом выражении)
нарастили поток оборудования и машин, установив исторический рекорд. Но на
самом деле успехи в импортозамещении не столь велики, как принято думать.
Российские производители зависимы от зарубежного оборудования и комплектующих.
Эксперты практически единодушно прогнозируют, что главными
бенефициарами в сложившейся ситуации станут китайские производители. Еще до наступления кризиса они контролировали
10% поставок колесных гидравлических экскаваторов и более четверти импорта
тяжелых гидравлических экскаваторов с массой от 33 тонн. В категории малых
гидравлических экскаваторов китайское представительство достигает одной трети,
средних гидравлических экскаваторов и гусеничных кранов грузоподъемностью от 60 тонн – двух третей, автогрейдеров и
башенных кранов – трех четвертей.
На известные бренды из Китая – SDLG, Lonking,
XCMG и др. – замыкается 94% поставок основных колесных погрузчиков мощностью от
100 до 360 лошадиных сил. Показательна экспансия китайских компаний на субрынке
подъемников: в 2019 г. их удельный вес сводился к 10%, в 2020-м вырос до 32%, а
в 2021-м они уже распространили свое влияние на 41% в общей структуре поставок,
уступая по этому показателю только конкурентам из Франции. В среднем китайская
техника почти не отличается по стоимости от российской. Так, разница в цене на
бульдозеры составляет всего 5-6%.
Главными бенефициарами сложившейся ситуации станут китайские производители, такие как SDLG, Lonking, XCMG, и др. Кроме того, в плюсе останутся и поставщики из Индии, Турции, Таиланда, Южной Кореи.
Среди других азиатских стран-производителей спецтехники,
пока не участвующих в санкционной политике, можно указать Индию, Турцию и
Таиланд. Южная Корея присоединилась к ограничениям, но они пока не затрагивают
строительную отрасль. Между тем, уход южнокорейских брендов стал бы тяжелым
ударом для российского домостроения и промышленного девелопмента. Они
формировали 67% в импорте колесных гидравлических экскаваторов, 45% в импорте
кранов-манипуляторов, от одной четверти
до половины в импорте гидравлических экскаваторов (особенно тяжелых).
Прогнозы Минстроя
Минстрой в целом смотрит оптимистично на перспективы
технического оснащения отрасли.
«На текущие проекты всего хватает», – констатирует заместитель министра Никита Стасишин.
«На текущие проекты всего хватает», –
констатирует заместитель министра Никита Стасишин. Он полагается в этом плане
на российских производителей и партнеров из Китая. Кроме того, по словам
чиновника уже отлажены самостоятельная эксплуатация и содержание строительной
техники из тех стран, которые ввели санкции против России. Своевременная
ротация парка и наличие альтернатив пока позволяют демонстрировать позитивный
настрой.
Но если надежды на Китай не оправдаются, а отечественная
промышленность не сможет преодолеть зависимость от зарубежного оборудования и
связанных с ним технологий, строительная индустрия уже скоро может столкнуться
с дефицитом спецтехники. А это, в свою очередь, способно заблокировать запуск
новых проектов.
Автор: Евгений Ляпин, редактор urbanus.ru