0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
2
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
3
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
4
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
5
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
6
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
7
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
8
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
9
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
0

Дело техники

20.06
Авторская статья
Оборудование
Дело техники
По оценке экспертов, 90% текущих потребностей московской стройиндустрии обеспечивают поставки зарубежной спецтехники. В целом по стране из каждых пяти работающих экскаваторов четыре привезены из-за рубежа. Среди автокранов и башенных кранов таковые составляют две пятых парка,  среди грузовиков – треть, среди кранов на гусеничном ходу – половина, среди бульдозеров – больше половины. Помимо погрузчиков, экскаваторов и кранов, застройщики заказывают бетононасосы (их производят в Германии, Италии и Швеции) и станки горизонтального бурения (в основном американского производства). Все перечисленные позиции имеют критическое значение для отечественного девелопмента.
Следует отметить, что  строительная промышленность в 2021 году активно работала над пополнением и обновлением парка специальной техники.  Только за три последних месяца у зарубежных поставщиков было заказно 6,2 тыс. различных землеройных машин (на 0,55 млрд долларов) и 2,3 тыс. единиц подъемной техники (на 0,12 млрд долларов). В результате количество экскаваторов достигло 11,6 тыс. штук, бульдозеров – 7,0 тыс. штук, автокранов – 6,6 тыс. штук. Правда, в распоряжении застройщиков стало меньше грейдеров и гусеничных кранов.
Масштабные поставки привели к снижению доли спецтехники с высокой степенью износа. В категории башенных кранов этот показатель уменьшился с 40% до 34%, среди грейдеров – с 50% до 45%. Парк скреперов более чем на половину (63%) укомплектован устаревшими машинами, хотя в 2020-м их пропорция была еще выше – 80%. В среднем треть всей спецтехники, работающей на российских стройках, перешагнула за десятилетний срок эксплуатации.
Начало 2022-го года внушало большие надежды  строительному комплексу в плане технического инструментария. Министр промышленности и торговли Денис Мантуров анонсировал готовность британской компании JCB к запуску производства по выпуску дорожной и строительной техники на территории  РФ. Для российского девелопмента это один из ключевых партнеров. На долю JCB приходится 13% ввезенных из-за рубежа средних гидравлических экскаваторов, 21% колесных гидравлических экскаваторов, 38% телескопических погрузчиков и 39% экскаваторов-погрузчиков (один из самых востребованных типов землеройной техники).
Начало 2022-го года внушало большие надежды строительному комплексу в плане технического инструментария. 
Как изменилась ситуация с конца февраля?
Но «события 24 февраля» резко изменили ситуацию и на рынке спецтехники. Часть производителей поспешила заявить о свертывании своей деятельности в РФ. Правда, в официальных релизах этот шаг больше объяснялся проблемами логистики, нежели политической этики.
Так, американская Caterpillar сослалась на «сбои в цепочках поставок и санкции». Аналогичные аргументы привела и японская Komatsu («срывы цепочки поставок и неопределенность финансово-экономической ситуации»). Ее уход может стать особенно болезненным для строительной отрасли. Продукция Komatsu занимает видное место в импорте различных типов гидравлических экскаваторов (от 11% до 16%) и средних гусеничных бульдозеров (19%). Производитель подъемных кранов и специализированных погрузчиков Konecranes (Финляндия) вынужден был списать заказы на сумму порядка 79 млн евро и отменить продажи по контрактам на 32 млн евро. К ним присоединились также Hitachi, John Deere, Metso Outotec, Tadano, Continental, Trimble.
В апреле Евросоюз ввел официальный запрет на поставки в Россию грузовиков и строительной техники. Это означает, что российские строители могут остаться без гусеничных и башенных кранов от Liebherr (Германия), телескопических погрузчиков от Manitou (Франция) и кранов-манипуляторов от Fassi (Италия). Перегружатели – гусеничные и колесные – завозятся исключительно из Германии.
Официальная причина ухода иностранных производителей спецтехники с рынка России - сбои в поставках. На это следующие компании: сослались Caterpillar, Komatsu, Konecranes, Hitachi, John Deere, Metso Outotec, Tadano, Continental, Trimble, др.
Что изменилось в поведении потребителей спецтехники?
На фоне этих новостей потребители спецтехники из разных отраслей начали активно пополнять свои резервы, не дожидаясь, пока склады с импортными машинами окончательно опустеют. По информации Ассоциации европейского бизнеса, за первый квартал было реализовано 5,1 тыс. единиц. В приоритете у заказчиков были экскаваторы (как гусеничные, так и колесные), колесные погрузчики и бульдозеры, гусеничные трактора и асфальтоукладчики, самоходные грейдеры, сочлененные самосвалы, телескопические погрузчики.
На фоне резкого роста спроса на спецтехнику, за первый квартал было реализовано 5,1 тыс. единиц. Ажиотаж привел к значительному росту цен: наиболее популярные модели подорожали на 40-70%.
Сильнее всего выросли продажи самосвалов с жесткой рамой (в 2,0 раза) и двухвальцевых вибрационных катков (в, 2,4 раза). Ажиотаж, как и следовало ожидать, привел к значительному росту цен. По данным портала Экскаватор.ру, наиболее популярные модели подорожали на 40-70%. Китайский экскаватор SDLG E6210F стоит в среднем 12,7 млн рублей, корейский Doosan DX225NLCA – 17,3 млн рублей, японский Komatsu PC210NLC-8 – 18,6 млн рублей.
Наши любимые азиатские поставщики
Отечественные производители спецтехники также стремятся найти для себя новые ниши. В 2021 г. они на 29% (в финансовом выражении) нарастили поток оборудования и машин, установив исторический рекорд. Но на самом деле успехи в импортозамещении не столь велики, как принято думать. Российские производители зависимы от зарубежного оборудования и комплектующих.
Эксперты практически единодушно прогнозируют, что главными бенефициарами в сложившейся ситуации станут китайские производители.  Еще до наступления кризиса они контролировали 10% поставок колесных гидравлических экскаваторов и более четверти импорта тяжелых гидравлических экскаваторов с массой от 33 тонн. В категории малых гидравлических экскаваторов китайское представительство достигает одной трети, средних гидравлических экскаваторов и гусеничных кранов грузоподъемностью от  60 тонн – двух третей, автогрейдеров и башенных кранов – трех четвертей.
На известные бренды из Китая – SDLG, Lonking, XCMG и др. – замыкается 94% поставок основных колесных погрузчиков мощностью от 100 до 360 лошадиных сил. Показательна экспансия китайских компаний на субрынке подъемников: в 2019 г. их удельный вес сводился к 10%, в 2020-м вырос до 32%, а в 2021-м они уже распространили свое влияние на 41% в общей структуре поставок, уступая по этому показателю только конкурентам из Франции. В среднем китайская техника почти не отличается по стоимости от российской. Так, разница в цене на бульдозеры составляет всего 5-6%.
Главными бенефициарами сложившейся ситуации станут китайские производители, такие как SDLG, Lonking, XCMG, и др. Кроме того, в плюсе останутся и поставщики из Индии, Турции, Таиланда, Южной Кореи.
Среди других азиатских стран-производителей спецтехники, пока не участвующих в санкционной политике, можно указать Индию, Турцию и Таиланд. Южная Корея присоединилась к ограничениям, но они пока не затрагивают строительную отрасль. Между тем, уход южнокорейских брендов стал бы тяжелым ударом для российского домостроения и промышленного девелопмента. Они формировали 67% в импорте колесных гидравлических экскаваторов, 45% в импорте кранов-манипуляторов,  от одной четверти до половины в импорте гидравлических экскаваторов (особенно тяжелых).
Прогнозы Минстроя
Минстрой в целом смотрит оптимистично на перспективы технического оснащения отрасли.
«На текущие проекты всего хватает», – констатирует заместитель министра Никита Стасишин.
«На текущие проекты всего хватает», – констатирует заместитель министра Никита Стасишин. Он полагается в этом плане на российских производителей и партнеров из Китая. Кроме того, по словам чиновника уже отлажены самостоятельная эксплуатация и содержание строительной техники из тех стран, которые ввели санкции против России. Своевременная ротация парка и наличие альтернатив пока позволяют демонстрировать позитивный настрой.
Но если надежды на Китай не оправдаются, а отечественная промышленность не сможет преодолеть зависимость от зарубежного оборудования и связанных с ним технологий, строительная индустрия уже скоро может столкнуться с дефицитом спецтехники. А это, в свою очередь, способно заблокировать запуск новых проектов.
Автор: Евгений Ляпин, редактор urbanus.ru